Ярослава Пулинович

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Сентябрь » 8 » «Отрочество» часть 3
15:02
«Отрочество» часть 3

13.

 

Николенька, спустившись в гостиную, видит, что, сидя на диване, за низким столиком Петр Александрович принимает гостя, и оба они пьют теперь кофей. Гость этот – известный в Москве своими рекомендациями гувернер St.-Jerome, высокий щегольски одетый француз.

 

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     Очень вам благодарен, месье,  за вашу внимательность. Вы тот час же посетили наш дом, как только узнали о том, что мы ищем гувернера.

St.Jerome       О! Это ровным счетом мне ничего не стоило.

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     А что же ваше предыдущее семейство? Вы уходите от них?

St.Jerome       Те дети уже выросли. Очень шаловливые ребята. Особенно  Этьен старший, такой повеса стал, что ладу никакого  нет;  зато и умен - un garcon, qui promet (подающий большие надежды). Он стоит того, чтобы его высечь; но при этом такой забавный выдумщик, что….

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     Разве  в ваших правилах бить детей?

St.Jerome       Я слышал,  какого  вы мнения на этот счет,  но позвольте мне в  этом одном с вами не согласиться:  сколько  я  ни  думал,  сколько ни  читал,  ни советовался об  этом  предмете,  все-таки  опыт привел меня к тому,  что я  убедился в  необходимости действовать на  детей страхом.  Чтобы что-нибудь сделать из ребенка,  нужен страх... не так ли? А чего, je vous demande un peu  (скажите на милость) , дети боятся больше, чем розги? Как  ни  говорите,  а  мальчик до  двенадцати и  даже  до четырнадцати лет все еще ребенок; вот девочка - другое дело.

 ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ      Но каких  после этого мы можем требовать деликатных чувств от наших детей? Лично я против любого телесного наказания, применяемого к детям. В моем доме никакой розги, прошу вас….

St.Jerome       Что ж, у каждого может быть свое мнение на этот счет. Я вас понимаю.

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     И замечательно.    

St. Jerome      (Замечая Николеньку, стоящего в уголке) Познакомьте же меня с  вашими молодыми людьми.

ПЕТР АЛЕКСАНЛРОВИЧ      Чего же ты ютишься, Николас? Выходи, братец, из укрытия.

Николенька выходит из своего укрытия.

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     И позови Вольдемара.

Николенька кричит на весь дом.

НИКОЛЕНЬКА                      Володя! Папа велит в гостиную спускаться!

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     Зачем же так громко? Я, кажется, подразумевал, что ты поднимешься в вашу комнату.

НИКОЛЕНЬКА                      Чего за ним ходить еще…..

В гостиную входит Володя.

ВОЛОДЯ        Ты меня звал, папа?

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     Я тебя, Вольдемар, звал тихонечко, а твой брат устроил целый скандал, и перепугал весь дом. Ну да ладно. Друзья мои, познакомьтесь, этот человек – месье St.Jerome, ваш новый гувернер. Прошу любить и жаловать. (Jerome) Этот  у  меня  Володя, будет светский молодой человек, а этот  - Николенька, поэт.

Володя кланяется гувернеру.

St.Jerome       Который?  

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     А этот,  маленький,  с вихрами.

Николенька вдруг выбегает из комнаты.

ПЕТР АЛЕКСАНЛРОВИЧ      Куда же ты, Николас? Вернись и поздоровайся как следует! Это попросту неприлично!

St.Jerome                              Вижу, младший ваш сын очень избалован.

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     У детей недавно умерла мать. И с тех пор Николаса как будто подменили.

St.Jerome       Не спешите жалеть его. Дети – большие хитрецы, и порой с пребольшим удовольствием маскируются под несчастных, добиваясь тем самым исполнения своих капризов…. Любым поводом, любым семейным несчастием они оправдывают свое ужасное поведение, лишь бы делать все, что им заблагорассудится, не считаясь ни с одним из членов своей семьи, и забывая, что те не менее несчастны порою, чем они….

ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ     Что ж, пожалуй, вы и правы….Когда вы сможете приступить к своим обязанностям?

St.Jerome       С этой минуты я в вашем распоряжении.

Николенька в своей комнате разглядывает себя в зеркало. Пытается «изобразить красивое лицо». Хмурит брови, выпячивает нижнюю губу, приглаживает рукой волосы.

 

НИКОЛЕНЬКА           Что ему сделали мои вихры... разве нет другого разговора?

 

НИКОЛЕНЬКА                      Я  имел  самые  странные понятия  о  красоте -  даже  лакея, прислуживающего нам за обедом, считал первым красавцем в мире;  но очень хорошо знал, что я нехорош собою,  и в этом нисколько не ошибался;  поэтому

каждый намек на мою наружность больно оскорблял меня. На меня часто находили минуты отчаяния: я воображал,  что  нет  счастия на  земле для  человека с  таким

широким носом,  толстыми губами  и  маленькими серыми глазами, как  я;  я  просил  бога  сделать  чудо  -  превратить меня  в красавца,  и все,  что имел в настоящем,  все, что мог иметь в будущем, я все отдал бы за красивое лицо.

 

Задумавшись, Николенька задевает флакончик, стоящий на тумбочке подле Володиной кровати. Николенька «ойкает», ползает под кроватью, собирает осколки. В комнату заходит Володя.

 

ВОЛОДЯ        (Подходит у тумбочке, рассматривает свои вещи) Кто тебя просил трогать мои вещи?  А  где флакончик? Ты его разбил?

НИКОЛЕНЬКА           (Поднимается с колен) Нечаянно уронил; он и разбился, что ж за беда?

ВОЛОДЯ        Сделай милость, никогда не смей прикасаться к моим вещам,

НИКОЛЕНЬКА           Пожалуйста,  не  командуй. Разбил  так разбил; что ж тут говорить!

ВОЛОДЯ        Да,  тебе ничего,  а мне чего разбил, да еще и смеется, этакой несносный мальчишка!

НИКОЛЕНЬКА           Я мальчишка; а ты большой да глупый.

ВОЛОДЯ        (Задевая Николеньку плечом) Не намерен с  тобой браниться,   убирайся.

НИКОЛЕНЬКА           Не толкайся!

ВОЛОДЯ        Убирайся!

НИКОЛЕНЬКА           Я тебе говорю, не толкайся!

 

Володя берет Николеньку за локоть, хочет оттащить его от своей кровати. Николенька в порыве гнева сметает все фарфоровые безделушки с Володиной тумбочки. Все с дребезгом и звоном летит на пол.

 

НИКОЛЕНЬКА           Так  вот  же  тебе!

ВОЛОДЯ        (кричит) Отвратительный мальчишка!

 

Между мальчиками завязывается драка. В комнату вбегает St.-Jerome.

 

Jerome                       Что здесь происходит? Молодые люди, извольте прекратить! Прекратите драться и объяснитесь!

 

Володя и Николенька, раскрасневшиеся и рассерженные, прекращают драку, надувшись стоят перед гувернером и смотрят в пол.

 

Jerome                       Кто это начал?

 

Пауза.

 

 

Jerome                       Я повторяю свой вопрос – кто затеял эту ужаснейшую, отвратительную, недостойную молодых джентльменов драку? Отвечайте, ну же!

ВОЛОДЯ        (наконец) Это я. Это я затеял драку. Прости меня, Николас. Мне следует быть сдержанней.

 

Выходит из комнаты. Николенька, потрясенный поступком брата, стоит в растерянности.

 

Jerome                       По глазам вашим и вашего брата я вижу, что Володя мне соврал. Вы виновник сего происшествия.

НИКОЛЕНЬКА           Почему же это?

Jerome                                   Вы – мерзавец! Отвратительнейший  подросток из тех, кого я воспитывал.

НИКОЛЕНЬКА           Не смейте! Вы не имеете права называть меня так!

Jerome                                   Мне очень жаль, что ваш отец против телесных наказаний. В вашем случае без них, кажется, и вовсе не обойдешься.

НИКОЛЕНЬКА           Что я вам сделал?

Jerome                                   Не мне, молодой человек. Не мне. Я в вашем доме первый день, и уже могу судить о вашем воспитании, и внутреннем содержании. Вас с братом, кажется, в разных домах воспитывали.

НИКОЛЕНЬКА           Вовсе нет. Мы с Володей вместе росли.

Jerome                                   Бывает же. Два птенца из одного гнезда, один из них вырастает чудесным благородным мальчиком, а второй недостойным негодяем.

 

Николенька едва сдерживает слезы. Всхлипывает. Сдерживает рыдания.

 

Jerome                       Что? Вы плачете? Не плачьте. А лучше  поразмыслите о своем поведении. Хотя, в виду того, что совсем скоро ваша бабушка дает у себя бал, куда вам до рассуждений о своих поступках. Лучше увлечься приготовлениями, и не думать о том, с чего это вдруг весь мир ополчился против вас. Типичные рассуждения гадкого мальчика. Или я не прав? По моему мнению, просто так весь мир против одного не восстает. Для этого миру нужны очень веские причины….Очень веские.

НИКОЛЕНЬКА           С чего вы взяли, что я об этом думаю? И вообще…. (Кричит) Вон! Вон из моей комнаты! Лакей! Прислуга! Вы не имеете права меня оскорблять!

Jerome                                   А вы не имеете права оскорблять меня! Дороге же вам это дастся!

 

Стуча каблуками, выходит из комнаты.

 

НИКОЛЕНЬКА           (наконец дает волю слезам) Вон! Вон! Вон отсюда! Отстаньте все от меня…. Пусть я гадкий…. Да, я гадкий! Гадкий! Но отстаньте все от меня, отстаньте! Что вам нужно? Чего вы все привязались! Я плохой и довольно! Отстаньте…. Отстаньте….

 

Плачет.

 

14.

 

Николенька стоит под лестницей.

 

НИКОЛЕНЬКА                      Я был только годом и несколькими месяцами моложе Володи; мы росли,  учились и  играли всегда вместе.  Между нами не делали различия старшего и младшего;  но именно около того времени, о котором я говорю,  я начал понимать, что Володя не товарищ мне по годам,  наклонностям и способностям. Мне даже казалось, что

Володя  сам  сознает  свое  первенство и  гордится  им.  Такое убеждение,   может  быть  и  ложное,  внушало  мне  самолюбие, страдавшее при каждом столкновении с  ним.  Он  во  всем стоял выше меня:  в забавах,  в учении,  в ссорах,  в умении держать

себя,  и все это отдаляло меня от него и заставляло испытывать непонятные для меня моральные страдания. Ежели бы когда Володе в  первый  раз  сделали  голландские рубашки со  складками,  я сказал прямо, что мне весьма досадно не иметь таких, я уверен,

что мне стало бы легче и  не казалось бы всякий раз,  когда он оправлял воротнички,  что он делает это для того только, чтобы оскорбить меня. Меня мучило больше всего то,  что  Володя,  как  мне иногда казалось, понимал меня, но старался скрывать это.

 

Николенька видит, как на лестнице появились пухлые женские ноги, обтянутые плотным чулком. Горничная Маша поднимается по лестнице. Навстречу ей спускается Володя. Володин смешок. Шуршанье юбок.

 

ГОЛОС МАШИ          Пустите, барин….

ГОЛОС ВОЛОДИ       (шепотом) Подожди….

ГОЛОС МАШИ          Ну вас, что вы балуетесь, а как Мария Ивановна придет - разве хорошо будет?

ГОЛОС ВОЛОДИ       Не придет!

ГОЛОС МАШИ                     Ну, куда руки суете? Бесстыдник!

 

Маша побежала по лестнице. Володя пробурчал себе что-то под нос, что-то вроде: «Еще узнаешь…», и ушел к себе.

Николенька стоит под лестницей, не смея шелохнуться.

Николенька представляет, как под лестницу к нему приходит Маша, и со словами: «Я вся ваша, барин! Люблю вас, мочи нет!» покрывает его лицо жаркими поцелуями. Мальчику в разгаре фантазий мерещится даже, что Маша взяла его руку в свою, и провела ей по своей груди, а затем поцеловала в губы.

 

НИКОЛЕНЬКА           Маша…..!

ГОЛОС            Jerome           Николас! Даже не пытайтесь спрятаться от меня!

 

Заглядывает под лестницу. Николенька стоит с закрытыми глазами и вытянутыми для поцелуя губами, и протягивает руки к гувернеру, изображая  при этом, что гладит женский стан.

 

Jerome                       Вы с ума сошли?

НИКОЛЕНЬКА           (опомнившись)       Я….

Jerome                       Кажется, я догадываюсь, о чем вы думали…. И не стыдно вам? В ваши годы благочестивые юноши думают об учебе. Кого, интересно знать, вы представляли? Горничную? Девку с улицы? Или же ту, которую вы называете своей сестрой? Я не удивлюсь, если и до этого в своем разврате вы дошли….

НИКОЛЕНЬКА           Неправда! Я всего лишь….

Jerome                       Потрудитесь пройти в класс, бесстыжий мальчик! Ваш брат уже там отвечает урок. И вам бы не мешало получить хоть какой-нибудь приличный бал, чтобы посетить сегодня бал…. (Смеется над собственным каламбуром) Ну же, ну же! Поторопитесь!

 

Николенька в сопровождении St.Jerome выходит из-под лестницы.

 

15.

 

Николенька заходит в класс. Там на подоконнике сидит скучающий Володя. Смотрит в окно.

 

ВОЛОДЯ        Кажется,  Лебедев  нынче  не  придет.

НИКОЛЕНЬКА           (подходит к Володе, смотрит в окно вместе с ним) Дай бог,  дай бог... а то я ровно ничего не знаю. Однако, кажется, вон он идет.

ВОЛОДЯ        Нет,  это не  он,  это какой-то  барин. Подождем еще до половины третьего. Ежели не придет и  в половине третьего,  тогда  можно  будет  сказать St.-Jerome'у, чтобы убрать тетради…

НИКОЛЕНЬКА           И охота ему ходить. Побыстрее бы вечер. Я слышал, Володя, сегодня и Ивины приедут.

ВОЛОДЯ        И дались бабушке эти именины.

НИКОЛЕНЬКА           Помнишь, какие мама именины нам устраивала?

ВОЛОДЯ        Николенька, брат, хватит об том…. Мама умерла.

НИКОЛЕНЬКА           Я же просто….

ВОЛОДЯ        Я устал. Ты все время говоришь – мама, Любочка все время говорит –мама, Мими каждую минуту произносит – этот ангел, Наташа…. Нам всем тяжко. Но я не хочу жить в доме с призраками.

НИКОЛЕНЬКА           Разве мама – призрак?

ВОЛОДЯ        Это так, сравнение. Нужно жить. Радоваться, любить. Приедут Ивины, еще гости, будем танцевать….

НИКОЛЕНЬКА           Разве теперь, после маминой смерти можно танцевать?

ВОЛОДЯ        Можно. Мы – дети, нам нужно и необходимо смеяться, играть и танцевать. Иначе мы умрем.

НИКОЛЕНЬКА           А у нас перчаток нет.

ВОЛОДЯ        Что?

НИКОЛЕНЬКА           Володя, мы ведь и не подумали об этом. Как же мы будем танцевать, если у нас перчаток нет?

ВОЛОДЯ        (Равнодушно) А, это…. Не знаю, надо спросить у бабушки, что она на это скажет.

 

В дверях показалось рябое лицо  и  неуклюжая фигура учителя в синем застегнутом фраке с учеными пуговицами.

Учитель медленно положил шапку на  окно,  тетради на  стол,

раздвинул обеими руками фалды своего фрака  и, отдуваясь, сел на свое место.

 

УЧИТЕЛЬ        Прошу прощения за опоздание. Ну-с,  господа, пройдемте-с  сперва то,  что  было  сказано в прошедший  класс,  а  потом  я  постараюсь  познакомить вас  с дальнейшими событиями средних веков. А значит, сказывайте уроки. Володя?

ВОЛОДЯ           Средние века включают в себя следующие события…..

 

Николенька выходит из класса на лестницу. Он слышит, как уверенно отвечает урок Володя. Николенька также слышит, как из устроенной рядом с классом девичьей, раздаются женские голоса и смех. Смеется, наверное, Маша. Николенька нагибается, и прилипает к замочной скважине. Он тяжело дышит. Наверное, он и вправду видит Машу. На лестнице появляется Мими. Какое-то время разглядывает заглядевшегося в замочную скважину Николенку. Затем откашливается. Николенька отскакивает от двери.

 

МИМИ           Вы здесь? Нет, это уж ни на что не похоже! Что вы здесь делали? 

Николенька молчит.

МИМИ           Нет, это так не останется. Я все расскажу графине. Живо в класс!

 

Николенька заходит в класс. В девичьей засмеялись над чем-то особенно громко.

В классе Володя, закончив отвечать, складывает тетради.

 

УЧИТЕЛЬ        Очень, очень недурно. Вы, молодой человек, идете в своих размышлениях совершенно правильным путем. (Замечает Николеньку) А вы, Николай, так внезапно сбежали от нас….Надеюсь,  вы выучили свой урок-с.

НИКОЛЕНЬКА           Выучил-с.

УЧИТЕЛЬ        Потрудитесь мне  сказать  что-нибудь  о  крестовом походе

Людовика  Святого. Сначала вы  мне  скажете о причинах,  побудивших короля  французского взять  крест, потом  объясните  мне  общие  характеристические  черты  этого похода. И,  наконец, влияние этого похода на европейские государства вообще, и  на  французское королевство в  особенности. (Протягивает Николеньке руку) Позвольте перышко. Оно пригодится. Ну-с.

НИКОЛЕНЬКА           (Протягивая учителю перо) Людо... кор... Лудовик Святой был... был... был... добрый и умный царь...

УЧИТЕЛЬ        Кто-с?

НИКОЛЕНЬКА           Царь.  Он  вздумал  пойти  в  Иерусалим и  передал бразды правления своей матери.

УЧИТЕЛЬ        Как ее звали-с?

НИКОЛЕНЬКА           Б...б...ланка

УЧИТЕЛЬ        Как-с? буланка?  Ну-с,  не  знаете  ли  еще  чего-нибудь?

НИКОЛЕНЬКА           Да, знаю…. И вот пошел он на Иерусалим, горемычный, приходит к его воротам. А навстречу ему воины с копьями. «Кто ты, спрашивают?» А я к вам, отвечает Людовик, вестимо с крестовым походом. Давайте воевать. Обнажили мечи с той и другой стороны. Бьются, бьются, и Людовик замечает, что теряет свое войско. А Иерусалимским воинам ничего, ни царапинки даже. И тут понимает царь, что перед ним не люди с мечами стоят, а что ни на есть мертвецы. И кожа на них зеленая. И смрад от них идет такой… То есть, войско-то мертвое давным-давно оказалось…. 

УЧИТЕЛЬ        Хорошо-с,  очень хорошо-с. Остановитесь. Зачем  же  Людовик  вздумал идти  в  Иерусалим к мертвецам? 

НИКОЛЕНЬКА           Затем... потому... оттого, затем что...

УЧИТЕЛЬ        Правильно. Позвольте мне тетрадку: проставить баллы.

 

Володя подал ему тетрадь. Учитель   развернул  тетрадь  и,   бережно  обмакнув  перо,

красивым  почерком написал  Володе  пять  в  графе  успехов  и

поведения.   Потом,  остановив  перо  над  графою,  в  которой

означались  баллы Николеньки, он посмотрел на мальчика, стряхнул чернила и

задумался.

Вдруг  рука  его  сделала чуть заметное движение, и в графе

появилась красиво начерченная единица и точка; другое движение

- и в графе поведения другая единица и точка.

 

НИКОЛЕНЬКА           Что? Две единицы? Михаил Ларионыч!

УЧИТЕЛЬ        (Выходя из класса) Нет,  так нельзя учиться. Я не хочу даром денег брать.

 

Уходит. В класс заходит St.Jerome.



Читать «Отрочество» часть 4

Просмотров: 1675 | Добавил: Alex70050 | Теги: кино, пьеса, инстценировка, Ярослава, театр, «Отрочество», Пулинович, Драматург | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz