Ярослава Пулинович
ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ. МАМЕНЬКА.
(По мотивам романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)
Действующие лица:
ГОЛОВЛЕВЫ Арина Петровна, Владимир Михайлович.
Их дети: Анна, Степка, Порфирий, Павел.
Их внуки: Аннинька, Любонька, Петр.
Прочие: Корнет Уланов, Улита, Бурмистр, Евпраксея, Дворовые.
Действие первое.
1 картина.
Лето. Арине Петровне восемнадцать лет. Она бледна, одета хоть и нарядно, но бедно, некрасива. Ее только что выдали замуж. Они с новоиспеченным мужем Владимиром Михайловичем Головлевым возвращаются из церкви. На крыльце дома молодоженов встречают гости – еще не родившиеся дети Головлевых, Улита, Бурмистр, слуги. Гости обсыпают новобрачных крупой и хмелем.
Головлевцы:
1-й. Жена красна мужем, а муж – женой с детьми.
2-й. Любовь да совет – так и горя нет.
3-й. Добру жену взять – ни скуки, ни горя не знать.
4-й. Шуба тепла и мохната – жить вам тепло и богато.
1-й. Золото с золотом свилось, жемчужина с другою скаталась.
2-й. Косматый зверь на богатый двор; молодым князьям да богато жить.
ГОСТИ (поют)
Во сыром бору сосенка
Зеленешенька срубленная,
Много, много на сосенке ветвей,
Много, много на кудрявой ветвей,
Вдвое, втрое отросточков.
Много, много у Арины подруг,
Много, много у Петровны подруг,
Вдвое, втрое у Владимира бояр,
Вдвое, втрое свет да у Михалыча,
От переду сидят до дверей:
Впереди сидит большой барин
Да Владимир свет да Михайлович.
Он об стол рукой постукивает,
Говорит, крепко наказывает,
Свет Аринушке приграживает:
- Ты, Арина, принимай дары,
Принимай дары великие:
Мому батюшке рубашечку,
Моей матушке рукавички,
Всему поезду по платёнчику.
- Не грози-ка, добрый молодец,
У меня дары готовые,
Перешиты, перекатаны,
Все в коробочку покладены,
Золотым замком запертые.
ВЛАДИМИР. На поляне рос цветочек, расцветал он среди кочек, я его рукой сорвал, и домой к себе забрал! Это о тебе, дружочек мой….
ГОСТИ. Горько!!!
Арина Петровна и Владимир Михайлович целуются. Улита подносит молодым каравай. Арина отламывает большой кусок от каравая, жадно ест. Владимир Михайлович открывает бутылку шампанского, разливает его по бокалам. Протягивает бокал своей молодой жене. Арина Петровна запивает хлеб шампанским.
Владимир Михайлович под крики гостей заводит Арину в дом, ведет в спальную комнату.
ВЛАДИМИР Я ведь хочу признаться, друг мой сердечный, с самим Барковым дружбу водил. Слыхала о таком? Какой озорник был, право. И талантливейший, прошу заметить, озорник. На одре смерти меня благословил, веришь, ли?
Арина Петровна, не слушая мужа, ложится на кровать поверх покрывала и моментально засыпает.
2 картина.
Утро. Арина Петровна спит на кровати в подвенечном платье. Владимир Михайлович сидит за маленьким дамским столиком, пишет что-то на листах.
ВЛАДИМИР. Проснулся, ангел?! Как сладко ты спала, прямо образчик, муза для сердца поэта… Было мне виденье странное, провидение туманное, прилетел мой ангел в дом, и задел меня крылом. Это тебе…(Арина встает и уходит). Куда ты, душенька?
Владимир Михайлович идет следом за женой. В коридоре они сталкиваются с бурмистром.
БУРМИСТР. Владимир Михайлович, сделайте одолжение, посмотрите бумаги, вот.
ВЛАДИМИР. После, после…
БУРМИСТР. Распорядитесь, надо по Дубровинским лесам решение принять, да и долги, хоть и невелики, да не погашены.
ВЛАДИМИР. Друг мой, Аринушка, вот уж мы с тобой заживем, жизнью возвышенной, прекрасной…
БУРМИСТР. Время идет, поджимает, так сказать…решение-то нужно срочное…
ВЛАДИМИР. После, сказал тебе… Я вчера венчался, у меня жена!..
Владимир Михайлович вырывает из рук бурмистра бумаги и бросает их на пол. Арина Петровна поднимает бумаги с пола, вчитывается.
БУРМИСТР. Да посмотрите хоть по Дубровинским счетам.
ВЛАДИМИР.( читает стихи) Друг мой, мы вместе. И природа,
И Божья с нами благодать…
АРИНА ( Бурмистру). Эта цифра уже с процентом?
БУРМИСТР. Это без … Процент вот туточки, поверх идет и в общую графу вписывается.
ВЛАДИМИР. ( продолжает стих) Какая чудная погода!
О чем еще могли мечтать!
АРИНА. По зерну недоимка! Это что?
БУРМИСТР. Это?.. Да, может, ошибка, где вышла!
АРИНА. Нет тут никакой ошибки!
БУРМИСТР. Я все проверю, все высчитаю. Может, где в цифрах …
ВЛАДИМИР. Не надобно тебе грубого, ангел мой. От хозяйских дел зачерствеешь, и душа обрыднет, опошлится. (сам себе) Неплохо сказано? Надо записать.
АРИНА. Хозяйских дел?! Именье в разоренье. Долги только что на нос не лезут! Мы с вами, Владимир Михайлович, скоро с голоду помрем с этакой экономией.
БУРМИСТР( добавляет) Так точно-с! Лошадей кормить нечем, а барин из Лондона фонари выписать велели-с.
АРИНА( Бурмистру). Иди!
ВЛАДИМИР (Арине). Ангел мой, извольте, как это понимать?
АРИНА. А так и понимать, Владимир Михайлович, без фонарей этих англицких мы и тыщу лет проживем, а лошади без овса помрут! Нет у нас денег на баловство.
ВЛАДИМИР. Неужели охота вам, Арина Петровна, в наш медовый месяц в конторе за счетами просиживать? Не лучше ль пойти по саду гулять, вкушать красоты и пенье…
АРИНА. Охота не охота, да только пеньем сыт не будешь. Ртов у нас, гляди, скоро прибавится, да не один и не два… а, пожалуй, все семеро прибудут. Чем кормить прикажете, по миру с протянутой рукой?..
ВЛАДИМИР. Ты –ангел. Ты на ангела похожа, и румяна, и пригожа, без тебя я в миг теряюсь, в меланхолью ударяюсь. (Арина, не слушая, уходит). Куда ты, душа, это я тебе посвятил….
3 картина.
Арина Петровна в погребе проводит ревизию. Вокруг нее столпилась дворня. Рядом с ней перетаптывается с ноги на ногу бурмистр, вносит в учетную книгу все запасы – сколько, чего, какого года.
АРИНА (открывая кадку.) Что это?
УЛИТА. Маслята, барыня, а тут рыжики…
АРИНА. Какого года?
УЛИТА. Нонешние.
АРИНА. Почему на самом дне?
УЛИТА. Так все поели, барыня…
АРИНА. Все, поели, говоришь? Кадка с прошлогодними грибами вон полнехонькая стоит? Всех разгоню! В рекруты отправлю, а девок - за самых ничтожных да пьющих отдать!
Дворня как по команде становится на колени перед Ариной Петровной.
АРИНА (Бурмистру). Ты все записал?
БУРМИТСР. Все, барыня…. Грибов соленых – двенадцать кадок, сухих – три мешка, огурцов – двадцать одна с четвертью, рыбы вяленой – девять пудов, соленой - семнадцать, капусты квашеной….
Арина Петровна вырывает у бурмистра учетную книгу, бегло просматривает. Дворня потихоньку встает с колен.
АРИНА. Ясно. Что еще?
БУРМИСТР. Все-с.
АРИНА. Не ври! Еще есть! По глазам вижу.
БУРМИСТР. Есть, действительно…
АРИНА . Ну?
БУРМИСТР. Недочет, барыня… С вареньями да мясом копченым.
АРИНА. Воровство развели! Видите, что барин у вас - дурак, так решили, что все можно?!
БУРМИСТР. Все проверю, все высчитаю. Если уж взаправду воровство, так велю на конюшне сечь! Не вели гневаться, сударыня!
АРИНА. Разберись. Кончилось ваше время!
УЛИТА. Барыня, прошлогодние-то огурцы совсем испортились. Может, на скотный двор отдать?
АРИНА. Огурчики-то еще хороши, только сверху немножко словно послизли.
УЛИТА. Припахивают…
АРИНА. А вот пусть дворовые и полакомятся. Всё!
Арина Петровна уходит, идет в свой кабинет.
4 картина.
В кабинет врывается Владимир Михайлович.
ВЛАДИМИР. Почему вы отменили подписку на журнал и книги?
АРИНА. Дорого.
ВЛАДИМИР. Немедленно дайте мне денег! Где ключи от конторы?
АРИНА. У меня. Не выдам….
ВЛАДИМИР. Арина Петровна, выдайте.
АРИНА (почти плачет). Что угодно делайте, а не выдам…
ВЛАДИМИР. Разве я теперь и своими деньгами распоряжаться не могу?
АРИНА. Это наши общие деньги теперь, и согласия своего я не даю.
ВЛАДИМИР. Как?!
АРИНА. Да хоть побейте меня, денег - не дам!
ВЛАДИМИР. Вот кого я в дом привел…. Думал, ангела, друга бесценного, а вышло приказчика в юбке…
АРИНА. Может, я и приказчик, только вы, Владимир Михайлович, в дела не вмешивайтесь, пожалуйста, раз не смыслите…
ВЛАДИМИР. А вы, стало быть, больно смыслите?
АРИНА. Больно не больно, а только, если не хозяйствовать с умом, того и гляди разворуют, да по миру пустят… Вам кажется, что у вас кусков много, надолго хватит, а чуть не доглядел, и растащили все куски. Вот у матушки моей тоже кусков много было, а тятенька все в городе проиграл да протранжирил, и не стало кусков, чем выжили, сама не пойму…
ВЛАДИМИР. Друг мой, страхи все это. Головлево у нас – поместье богатое…
АРИНА. Только долгов невпроворот!
ВЛАДИМИР. Да что долги? ( Владимир берет со стола бумагу и делает из нее цветок). Выкрутимся, заложим, подвинемся, коль надо будет, лесок продадим… Друг мой, мы вместе, мы молоды, вокруг нас природа, благодать божья – вот что ценить надобно… Ну, душа… ну, ангел…(Протягивает жене бумажный цветок).
АРИНА (Едва справляясь с гневом) Это, значит, вы дюжую бумагу, над которой я полдня корпела, вот так вот взяли да скомкали!. Вот, значится, ваша любовь и уважение! Вон! Вон отседова!
ВЛАДИМИР. Это вы зря, душа моя…. Это где же видано, на мужа родного покрикивать?
АРИНА. Вон идите!..
ВЛАДИМИР. Немедля, слышите, немедля возьмите свои слова назад.
АРИНА. Вон!!!
Владимир Михайлович, потрясенный, разворачивается и выходит из кабинета.
5 картина.
Москва. Арина Петровна с огромным животом стоит у иконы Божьей Матери.
АРИНА (шепчет) Заступница, пресвятая дева, помоги. Все именье – полтораста душ, куда ж мы с ними, а ну, как пропадем?! Вот дельце я затеяла, помоги, пресвятая. Души-то я свои с приданого хорошо продала, хоть и было их чуть поболе двух десятков. Так не оставь теперь, помоги мне дельце выкрутить, а то по миру с дитем пойдем… А я уж не поскуплюсь, уж на церковь-то сколь могу, пожертвую…
(Арина Петровна крестится, бьет поклоны).
Москва. Зал для торгов.
АУКЦИОНИСТ. На торги выставляется деревня Гавриловка , восемьдесят четыре души, с ней также идет запруда и близлежащий лесок.
АРИНА. (заходя в зал) Опоздала.
БУРМИСТР (шепчет) Торги только начались.
2-й ПОМЕЩИК (тянет руку) Двадцать две тысячи пятьдесят…
3-й ПОМЕЩИК. Двадцать две тысячи сто…
1-й ПОМЕЩИК. Двадцать две тысячи сто пятьдесят…
2-й ПОМЕЩИК. Двадцать две тысячи двести…
3-й ПОМЕЩИК. Двадцать две тысячи двести пятьдесят.
1-й ПОМЕЩИК. Четыреста…
АУКЦИОНИСТ. Четыреста – раз…
2-й ПОМЕЩИК. Двадцать две пятьсот
АУКЦИОНИСТ. Двадцать две тысячи пятьсот раз…
Арина Петровна выкрикивает со своего места
АРИНА. Тридцать тысяч.
Повисает напряженная тишина.
АУКЦИОНИСТ. Тридцать тысяч – раз, тридцать тысяч – два, тридцать тысяч – три… Продано!
Бьет молотком по столу.
АУКЦИОНИСТ. Поздравляю! С покупочкой вас, барыня! Пройдите со стряпчим документ оформить.
1-й ПОМЕЩИК. Это кто же?
БУРМИСТР. Головлева молодая жена.
2-й ПОМЕЩИК. Дурочка что ли?
БУРМИСТР. Его самого.
3-й ПОМЕЩИК. Досталась девице судьба!
АРИНА. Спасибо тебе, пресвятая Богородица!
Арина Петровна выбегает из зала. Ее рвет.
АРИНА. Да чтоб тебе еще во чреве пусто было! Живот проклятый! Мочи с ним нет, с постылым. Пресвятая Богородица, вели разродиться мне поскорее, чтоб за новое дельце взяться! Не буду я работать – пропадем. (Крестится).
6 картина.
Все та же конторка Арины Петровны. За столом сидит пятнадцатилетняя дочь Арины Петровна Анна, считает на счетах. Арина Петровна стоит рядом, кутаясь в шаль.
АРИНА. Записывай – в общей сложности было со всех деревень четыре тысячи двести пятьдесят три души. Умерло – девяносто семь , из них крещеных – шестьдесят два. Народилось – сто две души. Двадцать восемь душ продано… Восемнадцать отдано в рекруты…. Итого, сколько душ мы имеем на сегодняшний день?
АННА Мы имеем….
Считает на счетах.
АРИНА. Мы имеем?.. Что же ты молчишь, Аннушка? Ну? Подсчитала?
АННА. Я запуталась, маменька.
АРИНА. Дура! Сколько тебя учить счету?! Ну – считай! Быстро! Было четыре тысячи двести пятьдесят три души….
Анна плачет. Слезы капают на стол.
АРИНА. Утри нос! Ну-ка! Считай, я кому сказала!
Анна плачет. Подсчитывает.
АННА. Итого … (плачет)
Анна неуверенно смотрит на мать.
АРИНА. О, господи! Думала, дочь меня поймет, хоть в Аннушке своей поддержку найду. А выросла дубина неграмотная! Я тебе зачем учителя нанимала - деньги тратила? Вы там с ним, о чем лясы точили?
Анна плачет. В комнату неслышно заходит младший сын Арины Петровны – Порфирий, прячется за штору.
АННА. Я не со зла, маменька….
АРИНА. (Замечает Порфирия) А ты чего тут наушничаешь?
Порфирий подходит к Арине Петровне, ластится.
ПОРФИРИЙ. Приласкайте меня, друг мой, маменька. Услышал ваши причитания, и так мне больно на душе стало, что не мог не зайти, не узнать, о чем горе ваше?
АРИНА. Ну, иди, иди, мальчик. Приласкался и будет….
ПОРФИРИЙ. (откланивается) С вашего позволения, маменька….
Порфирий выходит из кабинета.
АРИНА. Щенок, молоко на губах не обсохло, а уже так и вьется. И сама понять не могу, что у него за глаза такие, взглянет – словно вот петлю закидывает. (Анне) Считай! Пока всего не сочтешь, из кабинета не выйдешь!
Арина Петровна уходит. Анна вытирает слезы.
7 картина.
Анна заходит в гостиную. Неожиданно из-под стола вылезает старший сын Арины Петровны Степка.
СТЕПКА. Ух, маменька тебя песочила… Опять со счету сбилась?
АННА. Да чего уж, мне не привыкать….
СТЕПКА. Пашка, а ты все в углу сидишь?
ПАВЕЛ. (из-под стола) А тебе чего, сижу.
В дверях появляется Порфирий.
ПОРФИРИЙ. Его маменька наказала. «Пошел с глаз моих, - говорит,- насквозь тебя понимаю, голубчик. Все твои планы – прожекты, как на ладони вижу!»
СТЕПАН. А кровопивушка тут как тут.
ПОРФИРИЙ. А Павлуша нарочно не учится. А Степка всех обзывает!
АННА. Опять бранитесь! Тоже мне – братья! Ну, идите сюда, я вас обниму.
Павел вылезает из-под стола. Мальчики подходят к ней.
ПАВЕЛ. А мне в углу нравится. Как маменька поставит меня в угол, мне представляется, будто я не дворянский сын, а Давыдка – пастух, что на лбу у меня выросла болона, и я арапником щелкаю и не учусь!
Все смеются.
ПОРФИРИЙ. А Павлик показывал тута, как он толокна объелся, и как ноги у него сделались тоненькие.
СТЕПКА. Покажи.
ПАВЕЛ. Да ну!
СТЕПКА Ну, покажи, не жеманься, не барышня!
ПАВЕЛ (причитает, изображая больного.) Ой, матушка, ой, батюшка…. Плохо мне, люди добрые! Я ведь толокна наелся, и от этого ноги сделались у меня тоненькие. Мне теперь учиться никак нельзя!
Все смеются.
АННА. Хорошо вам веселиться туточки, а мне за счет надо садиться. Не посчитаю, маменька меня ух!
ПОРФИРИЙ. Да ты уж считай скорее, а то маменька всех накажет - к обеду не пустит.
СТЕПКА. Сама не ест, и нас впроголодь держит.
ПОРФИРИЙ. Мы не Ротшильды, чтоб деньгами сорить….
ПАВЕЛ. Да только и не нищие, чтобы голодать….
СТЕПКА. А мы голодать не будем!
Достает из-за пазухи пирог. Все ахнули.
АННА. Вот это пирог! Пирог-пирожище!
ПОРФИРИЙ. Никак из кладовой стащил?
СТЕПКА. Не твое дело. Дели, Анна.
Анна делит всем по кусочку, дети едят, смеются. Входит Улита.
УЛИТА. Вот вы где? Гляди, опять Степка пирог стащил! Правильно барыня говорит: «Убить тебя мало!»
Дети смеются, едят пирог.
СТЕПКА. А маменька не так говорит: «Убью, - говорит, - и не отвечу. И царь меня не накажет за это!»
Все опять смеются.
УЛИТА. Вы доедайте скорее и ступайте к папеньке, всех вас велел собрать. Тс-с, дело есть.
Улита уходит.
ПОРФИРИЙ. Хорошее дело или так?
СТЕПКА У папеньки плохих дел не водится. Папенька, куда поболе всех нас чувствует, и стихи может….
ПОРФИРИЙ. Глупости его стихи!
ПАВЕЛ. Откуда ты знаешь?!
ПОРФИРИЙ. Маменька так говорит.
АННА. Маменька не знает просто. Он ей дельные стихи не показывает.
СТЕПКА. А дельные стихи у него, как у Пушкина…
АННА А ты читал?
СТЕПКА А то! (Замялся) Не читал, конечно, но слышал….
АННА Может, он и, взаправду, хорошим поэтом сделался бы…
СТЕПКА. Если б свободы у него побольше в жизни было - может, и стал бы известным поэтом.
АННА. Все бы его знали, а молодые юноши за честь почитали к нам в гости приехать….
СТЕПКА. Размечталась! А ведь мог бы и взаправду как Пушкин!
В гостиную заходит Владимир Михайлович с тетрадью в руках.
СТЕПКА. Что, папенька, дело, Улита говорила, ты задумал?
ВЛАДИМИР. Задумал. Вот, сочинил нам дело хорошее. Да так забавно!
Слышатся шаги Арины Петровны. Дети прячутся под стол, в последнюю минуту заталкивают туда же и отца.
АРИНА (в шубе и валенках) И ведь не остановится, подлюка, по миру меня с детьми пустит этот приказчик, и глазом не моргнет. Ему чужие деньги что? Тьфу! И метель разыгралась некстати! Улитка, ты где? Лошади готовы?
Арина Петровна уходит.
Читать инсценировку "Педагогической поэмы" далее
|