ХОР ХАРОНА (часть 3)
3.
Настенька сидит на диване, рядом с лежащей на нем Аннушкой. Аннушка молчит и лежит на диване с закрытыми глазами, словно труп. Она к этому времени уже сняла подвенечное платье и Настенька переодела ее в домашнюю одежду. Стол убран, от предыдущего торжества не осталось и следа.
НАСТЕНЬКА Аннушка, я дура? Дура, да? (Пауза.) А я не хотела! Аннушка! Аня! Слышишь меня? Я пошутила! (Смеется.) Да не было ничего подобного! Я все придумала, Аня! Очнись! Ань, да мы с тобой все заново… Да зачем нам эти? Будем как при маме? Ну вспомни, как нам было хорошо тогда! А этот конкурс? Вспомни, как чудесно! Ты приходила из консы и не готовила свои уроки. Мама так не кричала по телефону. Мы просто втроем садились за фоно, и начинали… И вы с мамой говорили: тише, дольше, не напрягай, не дави, не переигрывай! Говорили наперебой! И спорили, спорили, а я не знала – кому из вас петь. И я даже забыла, что в школе меня обзывают цыганкой, потому что мама вечно не сдавала деньги…
Настенька находит диск, вставляет его в проигрыватель. На экране видео, снятое на любительскую камеру – для семейного архива.
Двенадцатилетняя Настенька стоит рядом с фортепиано, в одном из кабинетов большого концертного комплекса. На ней платье в блестках. За фортепиано сидит маленькая сутулая женщина – мать Настеньки и Аннушки.
ГОЛОС АННУШКИ (за кадром). А это наша бедующая звезда Анастасия. Наська, улыбнись! Скажи что-нибудь? Скажи, ну?
Настенька опускает голову.
МАТЬ Так, не расхолаживай мне девицу.
АННУШКА Мам, ну пусть скажет….
МАТЬ Давай, быстро скажи и заниматься.
Настенька молчит.
МАТЬ Ну, говори давай!
Настенька плачет.
АННУШКА Наська, ты чего?
МАТЬ Так, все, началось…. Быстро прекратила, сейчас охрипнешь!
АННУШКА Наська, что случилось?
НАСТЕНЬКА Я писеть хочу….
МАТЬ Ты полчаса назад ходила. Я тебе сказала, еще раз отрепетируем и пойдешь. Слезы вытри.
АННУШКА Мам, ну пусти ее - она так плачет.
МАТЬ Больше поплачет, меньше пописает. Все, Аня, выключай камеру. (Настеньке) Только попробуй мне сейчас не вступи как надо!
Мать бьет по клавишам фортепиано. Заплаканное лицо Настеньки. Помехи. Видео возобновляется. Теперь Настенька стоит на ярко освещенной сцене под оглушительные аплодисменты зрителей. В руках у нее приз-статуэтка. Рядом с Настенькой стоит Костя, который только что вручил финалистке приз, и ведущий.
ВЕДУЩИЙ Настя, ты счастлива?
НАСТЕНЬКА Да.
ВЕДУЩИЙ Что ты сейчас чувствуешь?
НАСТЕНЬКА Я счастлива.
ВЕДУЩИЙ Хочешь что-то сказать?
НАСТЕНЬКА Я…. Я хочу сказать спасибо своей маме и сестре Ане.
ВЕДУЩИЙ Они наверное, очень любят тебя, раз воспитали такой талант?
Настенька пожимает плечами.
НАСТЕНЬКА Не знаю….
ВЕДУЩИЙ Не знаешь?
Настенька смущенно улыбается.
ВЕДУЩИЙ По-моему, ты просто кокетничаешь, Настя. Еще раз поаплодируем нашей юной звезде, и оставим ее на этой сцене для того, чтобы она спела финальную песню, которую по традиции нашего конкурса поет победитель!
Аплодисменты. Видео заканчивается.
НАСТЕНЬКА Я ничего не помнила. Просто вышла. Я пела. Вот тогда – я пела. Я не знаю, что. Не помню, как. А потом меня вызвал на сцену Костя, вручил Гран-при и сказал: «Ох, Настенька, и большая же артистка из тебя вырастет!» Настенька, большая же… И в школе повесили мою фотографию…
Аннушка вдруг открывает глаза. Садится на диване.
Я просто хотела, чтобы ты была со мной….
Аннушка прикасается руками к стеклам очков. Смотрит на Настеньку пустым невидящим взглядом.
Аня, что? Скажи! Скажи хоть что-то….
Аннушка молчит, шарит руками по дивану. Хочет что-то сказать, но не решается. Снимает очки. И снова прикасается к векам. Ощупывает себя. Взгляд ее неподвижен, как будто смотрит куда-то в пустоту.
АННУШКА. Все очень, очень, очень хорошо! (Встает и идет куда-то, но тут же запинается.)
НАСТЕНЬКА (подхватывает сестру). Ты нормально?
АННУШКА. Все очень, очень, очень хорошо….
НАСТЕНЬКА. Я знаю, что виновата перед тобой. Ну что? Что мне сейчас сделать? Хочешь, давай умрем? Вместе? Как настоящие сестренки? Давай умрем?
АННУШКА. Давай.
НАСТЕНЬКА. Прямо вот навсегда-навсегда? По-настоящему?
АННУШКА. По-настоящему….
НАСТЕНЬКА. И ты абсолютно готова к этому? Мы будем лежать в гробике вместе с нашей мамочкой и держаться за руки…
В ответ Аннушка лишь глухо смеется, по привычке прикрывая рот рукой.
Настенька открывает балконную дверь. Балкон заставлен какими-то коробками, старой техникой.
(Встает на перевернутый набок холодильник.) Я готова. Ради тебя я на все готова…
АННУШКА (вытянув одну руку перед собой, нетвердой походкой идет на балкон следом за Настенькой). Дай руку.
НАСТЕНЬКА (протягивает ей руку, помогает ей забраться на перевернутый холодильник, держит сестру за руку). Холодно… Хочешь, я поставлю нам чай? Заварю, как ты любишь.
Аннушка молчит.
Мне так жалко, Аннушка… Меня ничего здесь не держит. Но тебя? Почему ты должна со мной? Почему все из-за меня?
Аннушка вырывает руку из руки сестры.
Ты куда?
АННУШКА. Скажи, там море?
НАСТЕНЬКА. В смысле, море?
АННУШКА. Там море? Там может быть море?
НАСТЕНЬКА. Где море? Везде море? Везде море – да… Город, как человеческое море…
АННУШКА. Здесь море?
НАСТЕНЬКА. Здесь не море, Ань…. Это балкон.
АННУШКА. Здесь не море?
НАСТЕНЬКА. Нет. Это балкон…
АННУШКА. Где балкон?
НАСТЕНЬКА. Да тут везде балкон.
АННУШКА. Ладно.
НАСТЕНЬКА. Подожди, дай руку…. Что ты хотела сказать?
АНУШКА. Все очень, очень, очень хорошо… (Внезапно перепрыгивает через низкие перила балкона и падает вниз.)
Глухой удар. Настенька несколько секунд стоит в ступоре, а затем закрывает лицо руками и смеется как ненормальная. И вдруг замирает. Замолкает. Как будто до нее только что дошла суть случившегося.
4.
Клирос в церкви. На клиросе собрался хор, в абсолютной тишине люди раскладывают ноты, слышно лишь, как шуршат страницы. Среди хора сидит и Костя. Все одеты в черное. На клирос поднимается хормейстер Василий Анатольевич. На нем также черный костюм.
ВАСИЛИЙ. В общем, дорогие мои, я говорил с батюшкой, итак – краткая инструкция. Надеюсь, все понимают, почему отпевать свою коллегу могут далеко не все? Я собрал вас как людей, которых батюшка допустил до клироса. Я еще раз хочу заметить, это не театральное действо, это священное таинство. Таинство! Поэтому батюшка попросил по возможности всех допущенных к отпеванию, понимая, что хоть и все из вас крещеные, но не все воцерковлены, в ближайшую неделю сходить на исповедь и причастие. А кто-то из вас пел ранее на клиросе? Кому-то знаком ход отпевания?
Несколько человек из хора поднимают руки.
Значит, вот на них ориентируемся… Кошмар, кошмар! Спаси боже! (Крестится.) Она была больна! Психиатр мне сказал: это да, было, и по всей видимости, уже давно… Так и сказал, когда выписывал заключение – имело место быть серьезное психическое заболевание. Потому батюшка и разрешил. Раз она из-за болезни… А мы и не знали…. Это ужас, как все!.. Кошмар!
На клирос поднимается Настенька в черном платье. Костя срывается со своего места, подходит к Настеньке, грубо пытается ее увести.
КОСТЯ. Пошли, пошли… Тебе здесь не место.
НАСТЕНЬКА. Я просто пришла отпевать сестру…
КОСТЯ. У тебя все очень просто. Просто хотела, просто убила… Давай, спускайся…
НАСТЕНЬКА. Я хочу отпевать свою сестру!
КОСТЯ. Пошли…
НАСТЕНЬКА. Хорошо. Я не буду петь. Я буду смотреть.
КОСТЯ. Издалека посмотришь. Тебе здесь не место.
НАСТЕНЬКА (вырывается). Это моя сестра! (Хору.) Что вы молчите? Помогите! Я пришла проститься с Аней!
КОСТЯ. Василий Анатольевич, помогите мне! Давай, шевели ногами….
ВАСИЛИЙ (подходит к Косте, нерешительно пытается помочь ему) Настенька, имей совесть! Это же ужас! И зачем ты это все?!
Настенька истошно визжит.
КОСТЯ. Молодец! (Заламывает, выворачивает ей руку.)
Настенька сгибается в три погибели.
Ну, еще покричишь?
Настенька мычит.
ВАСИЛИЙ. Константин Ильич, ну зачем вы так все это обставляете?
Костя не обращает внимания на замечание хормейстера и выводит согнувшуюся Настеньку с клироса. Хор молчит.
5.
Костя вывел Настеньку из церкви, за ограду и увел в какой-то двор.
КОСТЯ. Все. Иди домой.
НАСТЕНЬКА. Я хочу попрощаться с Аней.
КОСТЯ. Не надо тебе прощаться.
НАСТЕНЬКА. Почему?
КОСТЯ. Пошли…
НАСТЕНЬКА. Куда?
КОСТЯ. Посажу тебя на такси. Домой поедешь.
НАСТЕНЬКА. Я не хочу домой.
КОСТЯ. Не надо тебе там быть.
НАСТЕНЬКА. Почему?
КОСТЯ. Не надо…. Ладно. Скажу так: ты слишком впечатлительная.
Пауза.
НАСТЕНЬКА. Костя, а ее в закрытом гробу хоронят?
КОСТЯ. В открытом. Там до шеи простыня.
НАСТЕНЬКА. Почему вы меня не пускаете?
КОСТЯ. Настенька… Скажи честно. Что случилось в тот вечер?
НАСТЕНЬКА. Я уже говорила следователю.
КОСТЯ. Я знаю. Ты сказала: «Давай умрем, нас похоронят вместе с мамой» и прочую ересь в том же духе. И все?
НАСТЕНЬКА. Все.
КОСТЯ. Ты больше ничего ей не говорила?
НАСТЕНЬКА. Нет.
КОСТЯ. Про Гену ничего?
НАСТЕНЬКА. Нет.
КОСТЯ. Ты уверена?
НАСТЕНЬКА. Да.
КОСТЯ. Зачем вы вышли на балкон?
НАСТЕНЬКА. Мы хотели умереть.
КОСТЯ. Кто хотел – ты или она?
НАСТЕНЬКА. Мы вместе.
КОСТЯ. Можно уточнить – почему же ты тогда жива?
НАСТЕНЬКА. Я не…
КОСТЯ. Ты не знаешь? Какой еще мог быть ответ?
НАСТЕНЬКА. Костя, подожди! А я?
КОСТЯ. Что ты?
НАСТЕНЬКА. Мне плохо, Кость…
КОСТЯ. Тебе всегда было плохо.
НАСТЕНЬКА. Костя! Что случилось?
КОСТЯ. Что? Да ничего! Аннушка умерла!
НАСТЕНЬКА. Обними меня!
КОСТЯ (смеется). Нет, дорогая, нет… Ни за что. Уж лучше…
НАСТЕНЬКА. Что?
КОСТЯ. Ничего.
НАСТЕНЬКА. Там уже отпевание, наверное, началось.
КОСТЯ. Тебя только это волнует? Все, дорогая, Ани больше нет. Скатертью дорожка в большое плаванье.
НАСТЕНЬКА. Подожди… Ты меня оставляешь?
КОСТЯ. Да. Я тебя оставляю.
НАСТЕНЬКА. Костя… А что же мне делать?
КОСТЯ. Я не знаю, Настенька. Ты сама этого добивалась.
НАСТЕНЬКА (хватает его за руку). Костя! Не бросай меня, пожалуйста. Я прошу!
КОСТЯ. Как тебя по паспорту? Анастасия Игоревна? У вас же с Аннушкой одно было отчество? Так вот, Анастасия Игоревна, никакая ты не Настенька, никакая ты не девочка, не деточка, никакой ты уже не вундеркинд, ты – взрослая, истеричная баба, которая убила мою лучшую подругу, и я с тобой не хочу иметь никаких дел. На такси деньги есть? (Ищет в кармане деньги.) Вот, держи, сестренка. (Засовывает деньги ей в карман.)
Настенька стоит неподвижно.
6.
Ночь. Гримерка. Настенька, накрашенная, сидит перед зеркалом в полутьме. Завивает волосы.
НАСТЕНЬКА (вдруг вскрикивает). Аннушка, я палец обожгла! (Пауза.) Аня! Ань…
Тишина.
7.
Кабинет Гены. Гена и Костя сидят за столом, на столе почти нетронутая бутылка водки и черный хлеб. Молчание. Костя разливает водку по рюмкам, одну из рюмок протягивает Гене.
ГЕНА. Не… Не лезет.
КОСТЯ. Надо, Генка. Давай, как лекарство.
ГЕНА (залпом выпивает рюмку водки). Ты ей ключи передашь? Вроде и надо бы ей теперь как-то…
КОСТЯ. Что?
ГЕНА. Помогать…. А не могу себя заставить с ней встретиться. Боюсь я ее. Вот что.
КОСТЯ. Генка, ты в своем уме? Помогать? Ей?
ГЕНА. Ну конечно… Как она теперь одна? Она даже за квартиру сама не в состоянии… Как ребенок.
КОСТЯ. Генка, я все понимаю, ей было мало лет, когда ты появился, ты ее такой запомнил… Генка, ради бога, не делай глупостей! Я знаю, нелепо сейчас, но у тебя вся жизнь впереди…
ГЕНА. А жизнь-то и кончилась, Костя…
КОСТЯ. Смотри сам. Тебе разбираться, я завтра в самолет и…
ГЕНА. Уезжаешь?
КОСТЯ. Ленка в патологии, перенервничала. Директор сказал, премьеру перенесем на осень.
ГЕНА. Ну, удачи тебе, что ли?
КОСТЯ. И тебе. Если можно так говорить…
ГЕНА. Да теперь по-всякому можно говорить, все равно жизнь не вернешь…
КОСТЯ. Генка, время. На него вся надежда.
ГЕНА. Время? Смешно. Надо все-таки, надо ей позвонить. Как-то договориться… Она – Анина сестра, я должен…
КОСТЯ. Что ты должен?
ГЕНА. Это ведь я во всем виноват.
КОСТЯ. Генка, не вини себя. Так вышло. Если уж говорить о вине, то, знаешь…
ГЕНА. Нет. Это я один во всем. Она – дело десятое, я один, я один…
КОСТЯ. Выпей.
ГЕНА. Не могу. Я один во всем… Моя вина.
8.
Пустая сцена театра. На сцену выходит Настенька в платье, испещрённом блестками с микрофоном в руках. Делает жест звукорежиссеру – мол, уберите музыку.
НАСТЕНЬКА Спасибо всем большое! Я счастлива оказаться здесь в Москве, на этой знаменитой сцене! И я безумно рада этой премии. Она такая тяжелая, я хочу сказать…. Это для меня большая честь. Я, честно, даже не ожидала, что именно я получу гран-при. И, честное слово, не готовилась к этой речи. Поэтому я хочу сказать спасибо прежде всего моей мамочке, которая воспитала меня и научила петь. Во-вторую очередь, я конечно, хочу отвесить низкий поклон жюри этой премии, что они выбрали именно меня. Я хочу сказать, что вы сделали правильный выбор, я надеюсь. Я мечтаю петь, я пою, и я буду петь. И я знаю, что я сейчас должна спеть финальную песню. Но прежде чем я спою, я хочу сказать – эту песню я посвящаю своей сестре Анне. Она трагически погибла не так давно. Для меня она значила безумно много. И я до сих пор не могу поверить, что моей сестренки больше нет. Но… так распорядилась судьба. Она была безумно прекрасным человеком. В общем, эта песня посвящается ей…. Еще раз всем спасибо!
Настенька собирается запеть, но тут она видит Хор. Люди хора выходят отовсюду – изо всех выходов: из-за кулис, из дверей, из-за колонн, поднимаются на сцену, закрывают собой Настеньку и поют Костину распевку про хор.
ХОР Только хор Харона, только хор Харона знает где на свете чья сторона.
И так много-много раз.
НАСТЕНЬКА Уйдите! Что вы здесь делаете? Это моя песня! Это я ее пою! Это мой приз!!! Вы – хор! Я должна петь одна! Уйдите! Кыш! Вас здесь быть не должно! Уходите!!!
Хор, ухмыляясь, окружает Настеньку и поет, все уже и уже смыкая круг. Настенька начинает было петь свою песню, пытаясь изо всех сил перекричать хор, но у нее ничего не выходит и голос ее тонет в его отголосках. И вот хор смыкается вокруг Настеньки, и она становится невидимой и неслышимой частичкой Хора.
Занавес
|