ХОР ХАРОНА ( часть 2)
6.
Пивная. За столом сидят Гена, Аннушка и Костя, пьют пиво.
ГЕНА. ...а по итогу это оказался изумительно интересный проект. Если бы ты тут остался на подольше, я бы тебя сводил к нам в лабораторию… Самое смешное, что вот не хотел брать к себе этого Герасимова, думал, болван. А спустя полгода скажу вот что – честнее и вернее человека не встречал. Хоть он и вправду болван.
КОСТЯ. Ребят, давайте. Я так рад, что вернулся! Аннушка, зараза, могла бы и почаще писать!
АННУШКА. Кость, ну чего писать? Приезжай – я тебе и так все расскажу.
КОСТЯ. Ну хоть в инстаграмме зарегайся, буду на вас смотреть!
АННУШКА. Генка, это он что сейчас сказал?
ГЕНА. Это он нам намекнул, Аннушка, что мы с тобой темные провинциалы.
КОСТЯ. Да-да-да, давай, придумывай! Аннушка, я в Москве чуть ли не каждый день твою солянку вспоминаю.
АННУШКА. Так чего не сказал? Я бы приготовила.
ГЕНА. Я не понял, что за дискриминация? Ее солянку ты, значит, вспоминаешь, а мою пересоленную яичницу? А переваренные макароны? Обижаешь.
КОСТЯ. Генка, тебя я вспоминаю каждый раз, когда хочу выпить.
ГЕНА. Значит, часто. И это радует.
В пивную входит Настенька, оглядывает зал, идет к столу, за которым сидят наши герои.
НАСТЕНЬКА. Привет…
АННУШКА. Ты же сказала, не пойдешь. Как твоя голова?
НАСТЕНЬКА. А голова уже не болит. Вот, решила вас проведать. (Косте.) Привет.
КОСТЯ (усмехается). Давно не виделись.
НАСТЕНЬКА. Конечно. (Гене.) Пива мне закажи.
ГЕНА. Тебе какого?
НАСТЕНЬКА. Любого.
ГЕНА (официантке). Девушка, пива вот нам любого!
НАСТЕНЬКА. Ань… Ты меня прости. Я тут в банкомат только что заходила, и он у меня твою карту съел.
АННУШКА. Как съел?
НАСТЕНЬКА. Ротом. Пошла в банк, сказали, владелице нужно сегодня успеть к ним подойти, написать заяву на восстановление. Это здесь банкомат, на углу…
АННУШКА. Ну что такое! Не одно, так другое. Так хорошо сидели…
НАСТЕНЬКА. Это все я. Ну почему мне так не везет? Что не сделаю, все криво! Руки потому что не из того места растут или что?
АННУШКА. Да ладно, Настена, сейчас схожу, все сделаю.
НАСТЕНЬКА. Вот почему из-за меня вечно все страдают? Я – человек, который все портит.
АННУШКА. Никто из-за тебя не страдает. Все нормально. Я сейчас по-быстрому до банка сбегаю и вернусь! Вот проблема-то…
ГЕНА. Я тебя провожу.
АННУШКА. Костя, дождешься нас?
НАСТЕНЬКА. Мы дождемся….
КОСТЯ. Да я, собственно, уже собирался идти… Мне еще готовиться…
НАСТЕНЬКА. Ага, а меня вы оставите в гордом одиночестве с пивом?
ГЕНА. Костя, правда. Посиди с Настенькой. Мы быстренько, туда и обратно.
КОСТЯ. Ну что с вами делать? Давайте уже, бегите!
Аннушка и Гена уходят.
НАСТЕНЬКА. Ну?
КОСТЯ. Что «ну»?
НАСТЕНЬКА. Как твоя репетиция?
КОСТЯ. Ты же на ней была….
НАСТЕНЬКА. Нет. Это был работник хора, а меня там не было. Ты перепутал.
КОСТЯ. Ой, Насть…. Давай без патетических восклицаний?
Официантка приносит пиво.
НАСТЕНЬКА (поднимает кружку). За тебя! За твой гений, за твой талант, за твою чудесную семью!
КОСТЯ. Настенька, у тебя плохое настроение?
НАСТЕНЬКА. Почему? У меня прекрасное настроение! Я радуюсь! Мы съездили к тебе на квартиру, провели чудесную ночь, после чего ты за день не сказал мне ни слова! Как там говорят – секс еще не повод для знакомства?
КОСТЯ. Я был занят.
НАСТЕНЬКА. А сейчас ты тоже занят?
КОСТЯ. А сейчас я с тобой как раз и разговариваю.
НАСТЕНЬКА. Обними меня.
Костя садится рядом с Настенькой, обнимает ее.
Я соскучилась. (Пауза.) Так странно – я все еще тебя люблю. Знаешь, после аборта мне казалось, что я никого никогда уже не полюблю. Мне казалось, что во мне не ребенка убили, а это меня убили. Мою душу раскромсали на куски. А теперь ты приехал, и стало легче дышать.
КОСТЯ. Настенька…. Я даже не знаю, как тебе помочь. Но я очень хочу. Скажи – что сделать?
НАСТЕНЬКА. Поехали сегодня к тебе?
КОСТЯ. Сегодня не получится. Мне же готовиться надо. Выспаться хоть немножко. Давай завтра? Завтра я тебя заберу после спектакля.
НАСТЕНЬКА (отсаживается от него). Это все слова, Костя…. Увы, но это слова. Ты не хочешь мне помочь, ты хочешь, чтобы тебе было удобно. Ты со мной только когда тебе это комфортно, когда тебе это нужно…
КОСТЯ. Насть, ну правда… Давай мы сегодня выспимся, а завтра пойдем куда захочешь?
НАСТЕНЬКА. Ладно, проехали. Про завтра подумаю, но не уверена, что это нужно. Прости меня, я больше не буду доставлять тебе проблем.
КОСТЯ. Ты меня прости.
НАСТЕНЬКА. А я тебя уже давно простила. Еще там, в больнице…
Костя выстукивает на столе какой-то незатейливый ритм.
Хотела тебя попросить….
КОСТЯ. Ну?
НАСТЕНЬКА. Расскажи, как все было.
КОСТЯ. Ты про что?
НАСТЕНЬКА. Про конкурс.
КОСТЯ (морщится). Говорили ведь уже тысячу раз…
НАСТЕНЬКА. Это было давно.
КОСТЯ. Что тебе рассказать?
НАСТЕНЬКА. Все, что помнишь.
КОСТЯ. Что я помню? За кулисами стояли вы с мамой и Аннушка, она еще тогда только заканчивала консу, я ее не знал.
НАСТЕНЬКА. Как я выглядела?
КОСТЯ. Ну, какая-то маленькая девочка, красивая, как все дети… Потом ты вышла на сцену, все ошалели. Потом я вручал тебе Гран-при. Да вот, собственно, и все. Потом я познакомился с Аней, потом ты пришла к нам в театр…
НАСТЕНЬКА. Почему ошалели?
КОСТЯ. Ну, объем голоса, диапазон, артистизм. У детей редко все так удачно сочетается.
НАСТЕНЬКА. А ты помнишь, что ты мне тогда сказал?
КОСТЯ. Нет. Что?
НАСТЕНЬКА. Ты объявил, что я победила. Я вышла на сцену. Ты меня обнял, потом взял за руку и сказал: «Ох, и большая же артистка из тебя вырастет!». Я помню дословно. Ты обещал…
КОСТЯ. Ну я же не предполагал, что будет такая мутация…
НАСТЕНЬКА. Мутация!? Давай, вали все на нее! Ты обещал мне это! Ты обещал мне, что я стану большой артисткой! Где это все? Где?! Какого хрена я загниваю здесь, в хоре? Какого хрена ты обещал мне это, и не выполнил?
КОСТЯ. Не кричи! Не все музыкальные дети становятся артистами, начнем с этого…
НАСТЕНЬКА. Да мне плевать на всех! Какого хрена ты жируешь в своей Москве, какого хрена ты оставил меня здесь, и даже ни разу не позвонил?! Ты пообещал мне! Я тебе поверила, я в консу из-за тебя поступила! А что в итоге – аборт, разбитые мечты, хор?! Я – старуха, в свои годы я старуха!
КОСТЯ. Не кричи, на нас смотрят!
НАСТЕНЬКА. Пусть смотрят! Или тебе стыдно перед всеми? А передо мной не стыдно? Ты обещал поговорить с режиссером насчет роли. Меня хоть кто-то вызывал на прослушивание? Нет! А это значит что? Это значит, что тебе плевать! Ты не говорил, ты даже не вспомнил о нашей договоренности! Или мне надо умереть, выпрыгнуть из окна, чтобы ты понял, каково мне сейчас?!
КОСТЯ. Настенька, милая… Я не готов сейчас разговаривать об этом здесь. Давай поговорим в другом месте.
НАСТЕНЬКА. Давай! Давай поговорим! Я устала от твоего молчания, я устала говорить с тобой и слышать в ответ тишину…
КОСТЯ. Я бы тебя позвал к себе, но ведь сейчас Генка с Аннушкой придут.
НАСТЕНЬКА. А позвонить мы им не можем?
КОСТЯ. Можем… Но это неудобно как-то…
НАСТЕНЬКА. Я позвоню. Или ты опять про квартиру для красного словца вставил?
КОСТЯ. О’кей. Океюшки. Поехали. Только я тебя умоляю, давай не на всю ночь?
НАСТЕНЬКА. Хорошо. Поехали.
КОСТЯ. Девушка, счет!
7.
Раннее утро. Настенька открывает дверь своим ключом, входит в квартиру. Навстречу ей выходит Аннушка в ночной рубашке.
АННУШКА. Ну, и какую такую карту зажевал банкомат?
НАСТЕНЬКА. Аннушка… Аня… Почему меня никто не любит? (Плачет.) Меня никто… Никто не любит… Я страшная… Я толстая… Никто… (Заходится в рыданиях.)
АННУШКА (обнимает сестру). Настенька, ну что ты? Ну не надо…. Я тебя люблю. Генка тебя любит. Ты – самая лучшая, самая красивая, ты талантливая, ты – мое солнце… (Шепчет какие-то успокаивающие слова, прижимая сестру к себе.)
8.
Стеклянная остановка. Настенька сидит на остановке. Идет снег. К остановке подходит Костя.
НАСТЕНЬКА. Это так надо, да, встречаться здесь в такую погоду?
КОСТЯ. Это так надо.
НАСТЕНЬКА. А-а-а. Приглашения в гости я уже не заслужила?
КОСТЯ. Не заслужила. Настя, а когда ты сделала аборт?
НАСТЕНЬКА. В октябре.
КОСТЯ. Ты уверена?
НАСТЕНЬКА. Ты думаешь, такое забывается?
КОСТЯ. Память, дорогая, надо тренировать. Я говорил с Аннушкой. В том октябре вы ни дня не были в городе. Вы были сначала в Китае на гастролях две недели, а потом, не возвращаясь, в Дании, Швеции и Норвегии. Так где ты сделала аборт? В какой такой клинике?
НАСТЕНЬКА. Ну, может быть, я просто перепутала….
КОСТЯ. А я уже Ленке каяться собрался! Я чуть с ума не сошел! Настя, зачем? Зачем? Дрянь! (Идет по улице.)
НАСТЕНЬКА (идет за ним). Костя! Костя, подожди!
КОСТЯ. Отвяжись от меня! Ты - чудовище! Монстр! Я не знаю человека, страшнее тебя.
НАСТЕНЬКА. Костя, подожди! (Цепляется за рукав его куртки.)
Костя отталкивает ее, ускоряет шаг.
НАСТЕНЬКА. Я просто хотела, чтобы ты меня любил! Костя… Костя, подожди…
Костя скрывается за поворотом. Настенька плачет. Возвращается на остановку. Забивается в угол. Ее плечи сотрясаются от рыданий. Проходит минута, две… Наконец, Настенька выходит из своего укрытия. Идет по улице, плачет. И буквально утыкается в грудь Гены.
ГЕНА. Настя, Настенька! Что случилось? Кто тебя обидел?
НАСТЕНЬКА (поднимает глаза на него). Генка! Генка! Меня избили! На улице, мужик пьяный подошел и ударил! Прямо по лицу! Забери меня отсюда! Забери….
Действие второе
1.
Кабинет Гены. У окна компьютер с большим монитором. Рядом дверь, ведущая в соседнее помещение. По стенам развешаны какие-то таблицы и графики. Огромный шкаф тянется от стены и до стены, заполненный не влезающими в него книгами. На каких-то криво прибитых крючках висят бейджи с научных конференций и дипломы. Настенька сидит в углу кабинета в кресле. Гена приносит ей чай.
ГЕНА. Конфетку хочешь? Ореховая… (Достает из кармана конфету, протягивает ее Настеньке.)
НАСТЕНЬКА. Не хочу….
ГЕНА (достает из шкафа бутылек со спиртом и вату). Так, давай на всякий случай… Куда ударил, сюда?
НАСТЕНЬКА. Да там вроде нет ничего.
ГЕНА. Мало ли… (Обрабатывает спиртом ее скулу.) А чего хочешь? Мороженого хочешь? У нас в столовую привезли…
НАСТЕНЬКА. Не хочу я….
ГЕНА. А крольчонка хочешь? Они смешные такие. Котята с ушками… Давай из вивария принесу?
НАСТЕНЬКА. Ага. Они у вас там все больные, подопытные.
ГЕНА. Ну почему, есть и здоровые. Сегодня привезли.
НАСТЕНЬКА. Не хочу крольчонка. Генка, за что он меня?
ГЕНА. Урод потому что! Пьяная идиотина! Постарайся просто забыть. Мало ли мудаков по городу ходит!
НАСТЕНЬКА (всхлипывает). Генка, я боюсь, налей водки.
ГЕНА. Настенька, у меня нет.
НАСТЕНЬКА. А спирт на что?
ГЕНА. У нас не положено в лаборатории…
НАСТЕНЬКА. Но ты же начальник.
ГЕНА. Ну, как-то… Может, потерпишь? Пойдем домой, позвоним Аннушке, зайдем выпить куда-нибудь… Или хочешь, я тебя сейчас на такси отправлю?
НАСТЕНЬКА. Нет, не хочу. Ну налей? Ты чего такая жадина?
ГЕНА. Да я не жадина я… Мы в институте шутили: нам хватает надышаться спиртом при дезинфекции и наливании горелок. (Смеется) Смешная шутка? Ладно, я сейчас в холодильнике посмотрю. (Куда-то уходит, но почти сразу возвращается с бутылкой коньяка.) Нашел! Со дня рождения сотрудницы осталось! Только так: ты выпиваешь и забываешь про этого урода навсегда. Договорились? Больше никаких страхов нет.
НАСТЕНЬКА. Договорились.
Гена разливает коньяк по чайным кружкам.
А чё так мало?
ГЕНА. Мы же договорились по чуть-чуть. Мне еще работать, вообще-то.
Гена с Настенькой чокаются, пьют. Настенька встает, ходит по кабинету. Толкает запертую дверь. За дверью – маленькая лаборатория Гены. В ней помещаются вытяжной шкаф, термостат, а также лабораторный стол, на котором помимо микроскопа аккуратно расставлены чашки Петри и плашки.
НАСТЕНЬКА (проходит в лабораторию, останавливается у стола). А что это тут у тебя?
ГЕНА (входя в лабораторию). Ну это много чего. Тебя что конкретно интересует?
НАСТЕНЬКА. А вот это вот, в ячейках?
ГЕНА. Это колонии разные, я их вот тут выращиваю в плашках…
НАСТЕНЬКА. Как цветы, что ли?
ГЕНА. Ну вроде того.
НАСТЕНЬКА (рассматривает чашки Петри и плашки). Нет там ничего, желе какое-то…
ГЕНА. Это агар – питательная среда для бактерий.
НАСТЕНЬКА. Генка, ты же у нас ботаник?
ГЕНА. Микробиолог.
НАСТЕНЬКА. А как одним словом?
ГЕНА. Микробиолог одним словом.
НАСТЕНЬКА (склоняясь над микроскопом). А можно посмотреть?
ГЕНА. Можно. Только ты с непривычки не увидишь. Давай я тебе на компьютер выведу?
НАСТЕНЬКА. Покажи здесь, так интереснее….
ГЕНА. Ладно. Вот, посмотри, сюда. (Показывает на одну из чашек Петри.)
Настенька склоняется над чашкой.
Это колонии бактерий, видишь? Их и невооруженным глазом можно разглядеть. Это штамм золотистого стафилококка. Красиво?
НАСТЕНЬКА. На селедку под шубой похоже.
ГЕНА. Ну, может… А вот это мы новый штамм вырастили…
НАСТЕНЬКА. Генка, а тебя что-нибудь вообще в этом мире, кроме твоих бактерий, интересует?
ГЕНА. В смысле?
НАСТЕНЬКА. Ну вот твоя жизнь – лаборатория, дом, дом, лаборатория. И все? Больше тебе ничего не интересно?
ГЕНА. Почему? Мы вот с Аннушкой в Египет в прошлом году ездили - очень интересные музеи в Каире. С друзьями встречаемся, вот Костя приехал. Почему? Все интересно. Но, конечно, много вот на работе приходится…
НАСТЕНЬКА. Генка, а ты на дискотеку хоть раз ходил?
ГЕНА. На дискотеку… Ну, это интересно, наверное. Но вот нет. Не ходил, честно признаюсь.
НАСТЕНЬКА. Генка, ты – ботаник!
ГЕНА. Микробиолог.
Настенька выходит в кабинет, прикладывается там к бутылке коньяка, возвращается с бутылкой в лабораторию.
НАСТЕНЬКА. Генка, ты – динозавр!
ГЕНА. Правда? Что, так сильно растолстел?
НАСТЕНЬКА. Я сейчас тебе что-то покажу. Только ты не сопротивляйся, договорились?
ГЕНА (пожимает плечами). Ладно, не буду… Но давай в кабинете, пойдем…
НАСТЕНЬКА. Да подожди ты! Отвернись.
Гена поворачивается к Настеньке спиной, по-детски закрывает глаза руками.
(Подходит к Гене; встав на цыпочки, одной рукой запрокидывает ему голову, другой приставляет бутылку ко рту.) До дна!
Гена пытается увернуться, отплевывается.
До дна! До дна!
В итоге Гена выпивает примерно треть бутылки. Коньяк льется по щекам, затекает за ворот рубашки.
ГЕНА. Настенька! Ты с ума сошла?! Мне же работать еще!
НАСТЕНЬКА. Да ладно, не умрут без тебя твои бактерии! Подожди…
(Включает музыку на телефоне, начинает танцевать.)
ГЕНА. Настенька! Не надо здесь, умоляю, пойдем туда…
НАСТЕНЬКА. Кабинет закрой!
ГЕНА. Зачем?
НАСТЕНЬКА. Закрой.
ГЕНА. Ну, хорошо, хорошо… Только пошли… Давай выходи…
Настенька продолжает танцевать, смеется. Она подходит к Гене все ближе и ближе, движения ее становятся все откровеннее и откровеннее. В какой-то момент она пытается закружить Гену в неком странном па, но, не удержавшись на ногах, падает на лабораторный стол. Чашки Петри и плашки летят на пол. Те, что были из стекла, разбиваются, те, что из пластика, разлетаются в разные стороны. Весь пол в питательном растворе и осколках.
Настенька!!!
НАСТЕНЬКА. Ой!
ГЕНА. О, господи!
НАСТЕНЬКА. Это очень важно, да?
ГЕНА. Это две недели работы десятка сотрудников.
НАСТЕНЬКА. Там были твои бактерии? (Всматривается в пол.) Бедненькие… Они теперь умрут?
ГЕНА. Да не в этом дело….
НАСТЕНЬКА (ложится на пол). Почему… Почему я всегда все порчу? Почему я всегда не ко времени и не к месту? (Голос дрожит.) Я – лишний человек, меня надо было убить при рождении.
ГЕНА. Вставай… Тут осколки, давай, поднимайся….
НАСТЕНЬКА. Я – урод! Лишняя!
ГЕНА. Настенька, ну что ты говоришь? Какая ты лишняя? Вставай… (Поднимает ее.)
НАСТЕНЬКА. Я никому не нужна, Генка…
ГЕНА. Как это не нужна? Подожди. Ты нам с Аннушкой нужна.
НАСТЕНЬКА. Нам с Аннушкой! Аннушка – сестра, а ты за компанию!
ГЕНА. Неправда, не за компанию…
НАСТЕНЬКА. Ага, очень я тебе нужна, вон разгромила все!
ГЕНА. Да бог с ним. Ты мне очень даже нужна!
НАСТЕНЬКА. Еще расскажи, зачем…
ГЕНА. Ну, как зачем… Ты как сестренка. Настенька… Ну что ты, не плачь, пожалуйста.
НАСТЕНЬКА. Когда мама умирала, мне сказали, что у нее будет просто операция. А потом она Аннушку позвала, а меня нет.
ГЕНА. Настенька…
НАСТЕНЬКА. Что? Что «Настенька»?! Сколько лет я уже Настенька! И вам плевать на меня, плевать! Всем по хрен, по хрен! Поет в хоре, и ладно! Да лучше бы меня не было! (Берет с пола большой осколок, и собирается себя порезать.)
ГЕНА (хватает ее за руку). Дура! Гангрену захотела?! Брось на пол!
НАСТЕНЬКА (с осколком в руке). Да потому что по хрен! Потому что у всех, у всех все нормально! У вас с Аннушкой! У него! Только меня там нет! Меня нигде нет!
ГЕНА (осторожно вынимает осколок из ее руки) Почему? Ты всегда есть…
НАСТЕНЬКА. Вы – прекраснодушная, красивая, умная, изумительная компания! Ты, Аннушка, он, Ленка! Дружите семьями, выкладываете фотографии в «Фэйсбук». Вас даже обвинить ни в чем нельзя – искренне интересуетесь друг другом, никого не предаете, не подставляете, занимаетесь любимым делом. Прекрасные, талантливые, пресные люди! Вы выше сплетен! Только красное сухое! Только разговоры о вечном! Почему-то принято уважать людей, которые живут в гармонии и любви с собой. Да, любовь созидает, любовь творит. А внутренней гармонией очень удобно прикрываться и закрываться от людей, чтобы всякие упыри не лезли тебе в душу, и не сильно трахали мозг. Ненависть же, наоборот, презирают. Никто не любит злых людей. Ненависть прилюдно – это стыдно. Ненависть разрушает. Это факт. Но большинство людей ненавидят друг друга. Вот я ненавижу людей. Ненавижу стариков за их старость, потому что я буду такой же. Ненавижу детей за то, что у них есть детство, а у меня уже нет. Ненавижу гопников и быдлятину, потому что просто бесят. Ненавижу гребаный офисный планктон, сами по себе – тот же отстой, что и быдлятина, а самомнения-то – ого-го-го! Больше всего ненавижу собственное окружение. Высокомерные до одури, трясущиеся за каждый свой бездарный высер: «а меня сняли, а меня выложат на фэбэ, обо мне напишут, расскажут, споют», - люди своего круга, зачастую малообразованные, их хлебом не корми, но дай попиздеть о культуре. Как же бесят их разговоры! Очень любят рассказывать о чем-то в контексте великих событий: а вот у Станиславского с Немирович-Данченко было так же… И пошло, и поехало. И по нескольку часов – как язык только не смозолится? Некоторые в своем самолюбовании сходят с ума настолько, что уже просто не знают, куда свою харю выложить. Очень любят возмущаться – чем-то, о чем-то. Художнику не додали – это всегда, как водится. Главное, все художники, все, блядь, доморощенные гении, и все, конечно, право имеют. Очень любят писать манифесты, писать хартии, создавать профессиональные цеха и союзы, как будто это их автоматом впишет в историю. Думают, что орлы, а на деле противнее мух… А больше всего ненавижу себя за то, что вот этим-то, вот таким-то хочу нравиться, что вот от этих-то больше всего и жду похвалы, за то, что эти-то и есть те, кого люблю, потому что других не встречала, да и нет никаких других героев нашего времени.
ГЕНА. Настенька, что у тебя в голове творится….
НАСТЕНЬКА (проводит рукой по скуле). Мне просто больно.
ГЕНА. Не прошло?
НАСТЕНЬКА. Просто плохо.
ГЕНА. Все пройдет.
НАСТЕНЬКА. Я все уничтожила.
ГЕНА. Ничего. Я выращу новые штаммы.
НАСТЕНЬКА. Штаммы?
ГЕНА. Да.
НАСТЕНЬКА. Я хочу быть чьим-нибудь штаммом. (Прижимается к Гене, он гладит ее по голове.) У тебя в глазу соринка какая-то. Давай уберу?
(Тянется к нему, языком достает из его глаза несуществующую соринку.)
2.
Квартира Настеньки и Аннушки. Зал. Празднично убранный стол. На столе вино, закуска. За столом сидят Аннушка, Гена, Настенька и Костя. Аннушка в подвенечном платье, Гена в костюме.
КОСТЯ (открывая бутылку вина). И вот, значит, нас определили с Генкой в восьмом классе за одну парту. А Генка был ужасно красивый и худой. А я, как вы все знаете, был таким пухлячком. И, значит, я в первый же день Генке говорю: «Пошли на дискач?» Ну, понятно, зачем мальчики в восьмом классе ходят на дискотеки. Я тогда, помню, все отлично придумал. Думаю, раз Генка, значит, такой красавчик, девочки с нами будут знакомиться. А поскольку он редкостная зануда, они поведутся на Генку, познакомятся, а дальше дело в свои руки возьму я. И тут мне Генка отвечает: «Да не, я на дискотеки не хожу, у меня по вечерам кружок по биологии». Вот это, думаю, да. Такой молодой, а уже динозавр!
ГЕНА. Костя, слышали! И не раз!
КОСТЯ. Подожди, я не тебе рассказываю. Ну, вот… Дальше мы с Генкой подружились, и я взял другую тактику. На Генку велись самые красивые девочки школы – Ленка Смородина, Ирка Петрова, Надя, как у нее фамилия была? Ну не суть. А раз он никуда не ходил, то они, естественно, ко мне: мол, ты же его друг, познакомь. И тут я такой напускал на себя серьезности: конечно, конечно, но сначала давай встретимся, погуляем, а я тебе расскажу, как к нему подобраться. В общем, я за счет Генки не одну девчонку в школе склеил. А потом я уже учился в консерватории, и наши девки тоже все ко мне приставали: а что к тебе за друг такой интересный приходит? Ну, я уже был постарше, я уже тогда честно отвечал: «Девушки, Генка у нас парень, хоть и красивый, но очень и очень серьезный. Успокойтесь! Вы ему не интересны, у него бактерии!» Потом, значит, я знакомлюсь с Аннушкой через Ленку, мы становимся друзьями. Думаю: нет, ну какая девка интересная – талантливая, верная, остроумная. В общем, свой парень. И почему до сих пор не замужем? И мы сидим тогда в пивной – я, Ленка и Аннушка…
АННУШКА О да!
КОСТЯ. Не перебивай! И приходит Генка, буквально на пять минут, чего-то ему было надо от меня.
ГЕНА. Книжку забрать.
КОСТЯ. Да. И вот, Генка садится с нами – мол, я с вами полчаса посижу и убегу… Знакомится с Аннушкой. И тут я перестаю Генку узнавать вообще. Этот уже тогда маститый ученый, который девушек к себе на километр не подпускал, этот зануда превращается в натурального мачо. Он и шутит, он и наливает, он и за всех платит… Мы с Ленкой переглядываемся и не можем ничего понять. Короче, часов в одиннадцать мы эту сладкую парочку оставляем вдвоем. Через полтора месяца они нас приглашают на свадьбу. В общем, ребятушки мои золотые! Аннушка, ты знаешь, как я тебя нежно люблю. Генка! Тебе я про любовь говорить не буду, а то нас еще не так поймут… Ты – друг навсегда, что бы ни случилось. Знай это. Ребята, десять лет! Кто бы мог подумать. (Поднимает бокал.) Я вам желаю, чтобы мы тем же кругом сидели на вашей золотой свадьбе, и ничего бы в ваших отношениях не изменилось! За вас!
Все чокаются, пьют вино.
А еще я пью за то, что прошло десять лет, Аннушка, а ты до сих пор влезаешь в свое свадебное платье!
АННУШКА. Ну все, Генка! Доставай подарок.
КОСТЯ. Ну сделай хотя бы вид, что ты не знаешь!
АННУШКА. Все. Я ничего не знаю.
КОСТЯ. Молодец. Гена, а нет ли у вас какого-нибудь подарка для вашей жены?
ГЕНА (лезет в карман и достает оттуда бархатную коробочку). Под чутким руководством Аннушки я, собственно, выбрал это кольцо…
КОСТЯ. Это нам знать не обязательно. С брильянтами, я надеюсь?
ГЕНА. А как же!
КОСТЯ. Сколько карат?
ГЕНА. Ну там что-то ноль целых, сколько-то десятых…
КОСТЯ. Отлично! Аннушка, удивляйся!
АННУШКА. Генка, ты решил мне подарить брильянтовое кольцо?
ГЕНА. Да, Аннушка, вот так вот неожиданно шел мимо магазина и подумал – а почему бы не взять, и не подарить своей жене кольцо с бриллиантом?
(Протягивает ей коробочку.)
Аннушка открывает ее, достает кольцо, надевает его на палец.
КОСТЯ. И как с размером угадал!
АННУШКА. Ну, а кто выбирал-то?
КОСТЯ. Так, Анюта, не порти мне драматургию!
АННУШКА. Все, молчу! Генка, родной мой… (Целует Гену.)
КОСТЯ. Кому еще вина? (Разливает вино.)
НАСТЕНЬКА (Косте). Мне больше….
КОСТЯ. Хватит.
АННУШКА А следующий тост я хочу произнести за человека, который: «а» - познакомил меня с моим самым лучшим на земле мужем, «б» - талантливого дирижера, «в»…
КОСТЯ. Ну все, на этом остановимся!
АННУШКА. Нет, это самое главное! И «в» - гениального сочинителя распевок…
КОСТЯ. Ой, нашла гения!
АННУШКА. Костя, ты не представляешь, как я их обожаю.
КОСТЯ. Пьем?
АННУШКА. Подожди… Вот эта моя самая любимая, про хор. Настенька, давай вместе?
НАСТЕНЬКА. Не хочу.
АННУШКА. Ну и ладно. Я сама спою. (Поет высоким дрожащим голосом.) «Только хор Харона, только хор Харона знает, где на свете чья сторона…»
Внезапно к Аннушке присоединяется Настенька.
НАСТЕНЬКА (поет громко, сморит Косте в глаза). «Только хор Харона, только хор Харона знает, где на свете чья сторона…. Только хор Харона, только хор Харона знает, где…»
АННУШКА. Ну, всё! Костя, за тебя!
Тянет бокал, чтобы чокнуться со всеми.
НАСТЕНЬКА (не унимается). «Только хор Харона, только хор Харона знает, где на свете чья сторона, только хор Харона, только хор Харона…»
ГЕНА. Настенька, ну, мы поняли….
НАСТЕНЬКА. «…знает, где на свете чья сторона… Только хор Харона, только хор Харона…»
КОСТЯ (бьет кулаком по столу). Замолчи!
Воцаряется тишина.
НАСТЕНЬКА (обводит взглядом присутствующих; очень тихо). Гена, а мне подарки будут?
ГЕНА. Что? Ну… Это же как бы… Это же не… Это же наш с Анной…
НАСТЕНЬКА. Ань, а че твой муж со мной спит, а подарки тебе одной дарит?
АННУШКА (в замешательстве смотрит на нее). Что ты говоришь, котенок? Я не понимаю тебя.
НАСТЕНЬКА. А ты у мужа спроси. Он объяснит.
Молчание. Гена встает, хочет выйти из-за стола.
АННУШКА. Гена, это правда?
Гена молчит. Аннушка встает, в абсолютной тишине отвешивает ему пощечину, уходит.
ГЕНА. Аннушка! (Бежит вслед за ней).
Костя и Настенька сидят друг напротив друга. Молчание. Костя начинает выстукивать на столе какой-то неровный сбитый ритм.
Входит Аннушка, белая как полотно. В своем подвенечном платье она сейчас похожа на мертвеца.
АННУШКА. Костя, иди, помоги Генке вещи собрать. И уходите.
КОСТЯ (пытается ее обнять). Аннушка, родная, пойдем, выпьем, поговорим… Давай, собирайся, я тут место знаю хорошее… Посидим втроем, все выясним…
АННУШКА (отстраняясь от него). Мужей у меня может быть много, а сестра одна.
КОСТЯ. Я все понимаю, но давай не сплеча…
АННУШКА. Уходи.
КОСТЯ. Аннушка, это просто…
АННУШКА. Уходи!
КОСТЯ. Понял. Давайте все как-то переспим со всем этим…
АННУШКА Я кому сказала!
Костя уходит. Аннушка садится на стул.
НАСТЕНЬКА (подходит к ней, кладет ей голову на колени). Ну что…. Что? Разве надо было молчать? Почему все из-за меня? Почему я все только рушу? Аннушка, мне так плохо…
Аннушка не отвечает, смотрит перед собой.
Читать "Хор Харона" - 3
|